1. Основы государственно-частного партнерства в России. 4
1.3. Соглашение о государственно -частном партнерстве, 8
соглашение о муниципально - частном партнерстве. 8
2. Практика применения государственно-частного партнерства на территории Российской Федерации 18
2.3. Практика г. Санкт – Петербурга. 20
2.4. Практика Самарской области. 20
2.5. Практика Пермского края. 21
2.6. Практика Воронежской области. 22
Введение
В современной экономике отношения государства и бизнеса играют огромную роль в создании инфраструктуры, а также социально-экономическом развитии всей страны. Многие объекты в том или ином государстве создаются благодаря взаимному сотрудничеству государства и частных партнеров. Таким образом государственно-частное партнерство как часть взаимодействия государства и бизнеса является неотъемлемой частью развития экономики страны в целом.
В настоящее время механизмы государственно-частное партнерство получают широкое распространение в Российской Федерации и включают в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.
Механизмы государственно-частного партнерства позволяют на благоприятных условиях привлекать частные инвестиции и компетенции для создания качественной общественной инфраструктуры и оказания различных услуг на базе создаваемого имущества в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом.
- Основы государственно-частного партнерства в России
Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
1.1. Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты соглашения о муниципально-частном партнерстве
Объектами соглашения являются:
1) частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
2) объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена;
3) объекты железнодорожного транспорта;
4) объекты трубопроводного транспорта;
5) морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
6) морские суда и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
7) воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения;
8) объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
9) гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
10) подводные и подземные технические сооружения, переходы, сооружения связи, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
11) объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;
12) объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения;
13) объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов;
14) объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
15) мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;
16) объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
17) объекты охотничьей инфраструктуры;
18) имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности;
19) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, информационные системы (в том числе государственные информационные системы) и (или) сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо совокупность указанных объектов (далее - объекты информационных технологий), либо объекты информационных технологий и имущество, технологически связанное с одним или несколькими такими объектами и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности, предусмотренной соглашением (далее - технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий);
20) совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий, и предназначенных для автоматизации с использованием программ для ЭВМ и баз данных процессов формирования, хранения, обработки, приема, передачи, доставки информации, обеспечения доступа к ней, ее представления и распространения (центры обработки данных);
21) объекты специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
22) объекты, предназначенные для размещения приютов для животных;
23) здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и транспортировки грузов северного завоза, расположенные на территориях с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
24) объекты космической инфраструктуры, являющиеся недвижимым имуществом, а также указанные объекты космической инфраструктуры и технологически связанные с ними космические объекты.
-
- Информация о проекте государственно-частного партнерства, проекте муниципально-частного партнерства
В Российской Федерации обеспечивается свободный бесплатный доступ к информации о соглашениях, размещенной на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Размещению на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подлежит следующая информация:
1) информация о проекте;
2) решение о реализации проекта;
3) реестр соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве;
4) результаты мониторинга реализации соглашения;
5) отчеты о результатах проверок исполнения частным партнером обязательств по соглашению;
6) конкурсная документация и информация о порядке проведения конкурсных процедур;
7) иная информация, подлежащая размещению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Информация, размещенная на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна быть полной, актуальной и достоверной.
1.3. Соглашение о государственно -частном партнерстве,
соглашение о муниципально - частном партнерстве
Условия соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве
По соглашению частный партнер обязуется создать полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств, являющихся объектом соглашения, недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой (за исключением случаев, предусмотренных законодательством. По соглашению стороны также обязуются исполнить иные обязательства, которые вытекают из определяющих форму государственно-частного партнерства, форму муниципально-частного партнерства элементов соглашения.
Определение частного партнера для реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства
Проведение конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве
1. Соглашение заключается по итогам проведения конкурса на право заключения соглашения (далее также - конкурс), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
2. Заключение соглашения без проведения конкурса допускается:
1) с инициатором проекта, если в течение сорока пяти дней с момента размещения проекта, подготовленного инициатором проекта, на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов от иных лиц не поступили заявления о намерении участвовать в конкурсе или если такие заявления о намерениях поступили от лиц, не соответствующих требованиям, предусмотренным законодательством;
2) с лицом, представившим заявку (далее также - заявитель) на участие в конкурсе и признанным участником конкурса, в случае, если указанное лицо признано единственным участником конкурса;
3) с лицом, представившим единственную заявку на участие в конкурсе, в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе представлена только одна заявка на участие в конкурсе и указанное лицо соответствует требованиям для признания его участником конкурса;
4) с лицом, представившим единственное конкурсное предложение, в случае его соответствия требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса;
5) с организацией, которой в случаях и на основаниях, определенных федеральным законом или актом Правительства Российской Федерации, на срок до заключения соглашения о государственно-частном партнерстве переданы на основании договора об отчуждении исключительного права или предоставлены на основании соглашения (соглашений) права использования программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ) и баз данных, входящих в состав информационной системы, а также передана информация, входящая в ее состав.
3. Конкурс может быть открытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица) или закрытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе в соответствии с решением о реализации проекта). Закрытый конкурс проводится в случае, если соглашение заключается в отношении объекта соглашения, сведения о котором составляют государственную тайну. Публичным партнером, конкурсной комиссией и участниками конкурса при проведении закрытого конкурса должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации, размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включению в уведомление о проведении конкурса, направляемое лицам в соответствии с решением о заключении соглашения.
3.1. С 1 марта 2024 года открытый конкурс может проводиться в электронной форме (далее - конкурс в электронной форме) на электронной площадке, определенной публичным партнером для проведения конкурса в электронной форме (далее также - электронная площадка), оператор которой включен в перечень операторов электронных площадок, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» электронной площадки), с учетом положений действующего законодательства.
3.2. С 1 января 2026 года проведение открытого конкурса осуществляется исключительно в электронной форме на электронной площадке, оператор которой включен в перечень операторов электронных площадок, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом положений действующего законодательства.
4. Конкурс проводится в соответствии с решением о реализации проекта и включает в себя следующие этапы:
1) размещение сообщения о проведении конкурса на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, на официальном сайте публичного партнера, а также в разделе открытой части электронной площадки, доступ к которому имеет неограниченный круг лиц и в котором публичным партнером размещаются необходимые документы и материалы при проведении конкурса в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - открытый раздел электронной площадки), или в случае проведения закрытого конкурса направление лицам, определенным решением о реализации проекта, уведомления о проведении закрытого конкурса с приглашением принять участие в закрытом конкурсе;
2) представление заявок на участие в конкурсе;
3) вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе или определение заявителей конкурса в электронной форме (при проведении конкурса в электронной форме);
4) проведение предварительного отбора участников конкурса;
5) представление конкурсных предложений;
6) вскрытие конвертов с конкурсными предложениями или определение участников конкурса в электронной форме, представивших конкурсные предложения (при проведении конкурса в электронной форме);
7) рассмотрение, оценка конкурсных предложений и определение победителя конкурса;
8) подписание протокола о результатах проведения конкурса, размещение сообщения о результатах проведения конкурса на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов и на официальном сайте публичного партнера, уведомление участников конкурса о результатах проведения конкурса либо при проведении конкурса в электронной форме подписание протокола о результатах проведения конкурса в электронной форме, размещение сообщения о результатах проведения конкурса в электронной форме на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, на официальном сайте публичного партнера, в открытом разделе электронной площадки, а также уведомление участников конкурса в электронной форме о результатах проведения конкурса в электронной форме.
6. Конкурс является открытым по составу участников, за исключением случаев, если конкурсная документация содержит сведения, составляющие государственную тайну, и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев. При этом закрытый конкурс проводится без этапа, предусмотренного законодательством. Информирование лиц, имеющих право на участие в закрытом конкурсе, осуществляется посредством их уведомления в письменной форме.
7. Публичный партнер по согласованию с уполномоченным органом определяет содержание конкурсной документации, порядок размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, форму подачи заявок на участие в конкурсе, порядок предварительного отбора участников конкурса, оценки конкурсного предложения и размещения результатов конкурса.
7.1. Публичный партнер в качестве способа обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения обязательств частного партнера по соглашению вправе выбрать предоставление заявителем (частным партнером) безотзывной банковской гарантии, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и выданной государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» или банком, соответствующим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
8. Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием конкурсной документации предложению о реализации проекта, на основании которого принималось решение о реализации проекта, в том числе за соответствием конкурсной документации результатам оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества.
9. К критериям конкурса могут относиться:
1) технические критерии (технико-экономические показатели объекта соглашения, качественная характеристика архитектурного, функционально-технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения создания объекта соглашения, объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением);
2) финансово-экономические критерии (размер финансового участия публичного партнера, размер платы частного партнера, предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности частного партнера, обязательства, принимаемые на себя частным партнером в случаях недополучения запланированных доходов от эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, возникновения дополнительных расходов при создании объекта соглашения, его эксплуатации и (или) техническом обслуживании);
3) юридические критерии (срок действия соглашения, сроки создания объекта соглашения, период со дня подписания соглашения до дня, когда созданный объект соглашения будет соответствовать установленным соглашением технико-экономическим показателям, период со дня подписания соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением, будут осуществляться в объеме, установленном соглашением).
10. При установлении критериев конкурса должны быть учтены значения критериев эффективности проекта и значения показателей его сравнительного преимущества, на основании которых получено положительное заключение уполномоченного органа.
11. Для каждого предусмотренного частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критерия конкурса устанавливаются следующие параметры:
1) начальное условие в виде числового значения (далее - начальное значение критерия конкурса);
2) уменьшение или увеличение начального значения критерия конкурса в конкурсном предложении;
3) весовой коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса.
12. Значения весовых коэффициентов, учитывающих значимость указанных в части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критериев конкурса, могут изменяться от ноля до единицы, и сумма значений всех коэффициентов должна быть равна единице.
13. Использование критериев конкурса, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается.
14. Максимальные значения весовых коэффициентов, учитывающих значимость указанных в части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критериев конкурса, могут принимать следующие значения:
1) технические критерии - до ноля целых пяти десятых;
2) финансово-экономические критерии - до ноля целых восьми десятых;
3) юридические критерии - до ноля целых пяти десятых.
15. Значения критериев конкурса для оценки конкурсных предложений определяются в конкурсной документации.
16. Представление заявки на участие в конкурсе лицами, не соответствующими требованиям, указанным в части 8 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 224 - ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также участие в конкурсе таких лиц не допускается.
17. В случае, если решением о реализации проекта предусмотрено финансовое участие публичного партнера и проводится конкурс на право заключения соглашения, размер финансового участия публичного партнера должен быть установлен в качестве критерия конкурса.
18. В случае, если соглашением предусматривается финансовое участие публичного партнера, максимальные значения весовых коэффициентов, учитывающих значимость указанных в пунктах 1 и 3 части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 224 - ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критериев конкурса, в совокупности не могут составлять более чем ноль целых пять десятых.
19. До истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе, конкурсных предложений в конкурсную комиссию лицо, представившее заявку на участие в конкурсе, конкурсное предложение, вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в конкурсе, свое конкурсное предложение.
20. Победителем конкурса признается участник конкурса, конкурсное предложение которого по заключению конкурсной комиссии содержит наилучшие условия по сравнению с условиями, которые содержатся в конкурсных предложениях других участников конкурса.
21. Решение конкурсной комиссии об оценке конкурсных предложений и определении победителя конкурса должно быть мотивированным и соответствовать критериям, изложенным в конкурсной документации.
22. Срок рассмотрения и оценки конкурсных предложений определяется в конкурсной документации на основании решения о реализации проекта.
23. Результаты оценки конкурсных предложений отражаются в протоколе рассмотрения и оценки конкурсных предложений, который подлежит размещению на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов и на официальном сайте публичного партнера в порядке, установленном конкурсной документацией, в течение десяти рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения конкурсных предложений.
24. В случае отказа или уклонения победителя конкурса от подписания в установленный срок соглашения публичный партнер вправе предложить заключить соглашение участнику конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса. Заключение соглашения с таким участником конкурса осуществляется в порядке заключения соглашения с победителем конкурса, предусмотренном статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 224 - ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
24.1. В случае, если до установленного конкурсной документацией дня подписания соглашения участник конкурса, которому в соответствии с частью 24 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 224 - ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» публичный партнер предложил заключить соглашение, не представил публичному партнеру документы, предусмотренные конкурсной документацией и (или) проектом соглашения, публичный партнер принимает решение об отказе в заключении соглашения с таким участником конкурса и об объявлении конкурса несостоявшимся.
25. Конкурс признается не состоявшимся по решению публичного партнера, принимаемому:
1) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока представления заявок на участие в конкурсе, в случае, если представлено менее двух таких заявок;
2) не позднее чем через один день со дня истечения срока предварительного отбора участников конкурса в случае, если менее чем два лица, представившие заявки на участие в конкурсе, признаны участниками конкурса;
3) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока представления конкурсных предложений, в случае, если представлено менее двух конкурсных предложений;
4) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока для подписания соглашения участником конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса, если в течение такого срока соглашение не было подписано этим лицом или это лицо не представило публичному партнеру документы, предусмотренные конкурсной документацией и (или) проектом соглашения, либо не позднее одного рабочего дня, следующего за днем отказа этого лица от заключения соглашения.
2. Практика применения государственно-частного партнерства на территории Российской Федерации
В Минэкономразвития РФ подвели итоги рейтинга регионов по уровню развития государственно-частного партнерства за 2024 год. Позиции в рейтинге традиционно формируются из оценки трех факторов: динамики реализации проектов государственно-частного партнерства в 2024 году, опыта создания таких проектов, а также работы органов власти и их вовлеченности в проекты государственно-частного партнерства.
Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2024 год сформирован Минэкономразвития России на основании Методики расчёта показателя «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации», утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 19 декабря 2019 г. № 816.
В 2024 году был побит рекорд по законтрактованным инвестициям в проекты государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) за 20-летнюю историю существования механизма ГЧП. Заключено 278 соглашений на 2,4 трлн рублей, из которых частные инвестиции составляют 1,8 трлн рублей. Основной вклад в этот показатель внес проект по строительству ВСМ Москва — Санкт-Петербург с объемом инвестиций 1,9 трлн рублей.
По оценке Минэкономразвития РФ, с учетом проектов в проработке по итогам 2025 года объем законтрактованных инвестиций составит порядка 500 млрд рублей.
Минэкономразвития РФ ежегодно формирует рейтинг регионов по уровню развития ГЧП, чтобы стимулировать использование механизмов ГЧП в субъектах и привлекать частные инвестиции для реализации инфраструктурных проектов.
По результатам интегральной оценки всех трех факторов в тройку лидеров по уровню развития ГЧП в 2024 году вошли следующие субъекты:
Москва - 85,3 балла;
Санкт-Петербург - 72,5 балла;
Самарская область - 62,1 балла.
2.2. Практика г. Москвы
Лидерство сохранила Москва: как и в рейтинге по итогам 2023 года, столица вновь заняла первое место. В 2024 году в Москве заключено соглашений на 493 млрд рублей и обеспечен ввод в эксплуатацию объектов на сумму 42 млрд рублей. Всего до 2024 года в столице запустили 443 проекта ГЧП на сумму 1178 млрд рублей. Среди них — 156 проектов с объемом инвестиций свыше 1 млрд. рублей, что совокупно составляет 1083 млрд. рублей.
В рамках поручений мэра Москвы Сергея Собянина был привлечен бизнес к созданию в городе комфортной и благоприятной среды. Благодаря сотрудничеству города и бизнеса в столице появляются новые современные объекты здравоохранения, образования, спорта, промышленности, дорожно-транспортной инфраструктуры, которые отвечают самым высоким стандартам качества. В общей сложности Москвой заключено более 750 различных соглашений на сумму 6,5 трлн рублей, предусматривающих тот или иной механизм государственно-частного партнерства. В 2019 году по концессии открыли Московский международный онкологический центр, где горожане получают помощь по ОМС.
В 2023 году Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли движение по новой вылетной магистрали — проспекту Багратиона, который улучшил транспортное обслуживание более 1,5 млн жителей Москвы и Подмосковья.
В 2024 году первых учеников приняла школа «Сколка».
Кроме того, столица лидирует по офсетным контрактам: город заключил более 30 договоров со встречными инвестиционными обязательствами по созданию и развитию уникальных высокотехнологичных производств в обмен на гарантию сбыта продукции. Общий объем привлеченных инвестиций по этим контрактам превысит 122 млрд рублей».
2.3. Практика г. Санкт – Петербурга
В г. Санкт-Петербурге в 2024 году заключили концессионное соглашение в отношении широтной магистрали скоростного движения с общим объемом инвестиций более 240 млрд рублей. Кроме того, ввели в эксплуатацию пять общеобразовательных школ с общим объемом инвестиций свыше 12 млрд рублей.
Более 20 лет назад Санкт - Петербург первым в стране начал применять механизмы государственно-частного партнерства в крупных инфраструктурных проектах. В настоящее время используется опыт для развития Санкт - Петербурга как мегаполиса XXI века. Шесть лет назад создали по схеме ГЧП трамвайную сеть «Чижик» в Красногвардейском районе.
В 2023 году открыли крупнейший в мире ледовый стадион «СКА Арена».
С апреля 2025 года начался учебный процесс в пяти общеобразовательных школах, построенных инвесторами в рамках концессионных соглашений.
2.4. Практика Самарской области
Самарская область в 2024 году улучшила свои позиции на четыре пункта, поднявшись с седьмого места на третье. За отчетный период в регионе ввели в эксплуатацию обход города Тольятти с мостовым переходом через Волгу в составе международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай с общим объемом инвестиций более 140 млрд рублей. Также в Самарской области подписали соглашение о создании объектов, включая ветроэнергетические установки большой мощности, на сумму более 14 млрд рублей.
Сегодня в Самарской области реализуется несколько десятков проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства, а это 290 млрд рублей внебюджетных инвестиций в регион и создание свыше 4,5 тыс. рабочих мест.
Совместно с бизнесом будет создаваться многофункциональные мусороперерабатывающие комплексы, реконструировать муниципальные объекты теплоснабжения. Продолжим воплощать в жизнь наши масштабные планы — строительство межвузовского кампуса, общеобразовательных школ и многих других объектов».
2.5. Практика Пермского края
Пермский край вошел в топ-3 субъектов по результатам оценки накопленного опыта реализации проектов государственно-частного партнерства до 2024 года. Это было обусловлено значительным объемом инвестиций, привлеченных в проекты государственно-частного партнерства в последние годы.